Цель анкетирования и особенности его проведения

Получить объективную информацию об отношении сотрудников к различным явлениям внутри компании и к руководству порою бывает очень не просто. Часто в этом помогает простой метод – анкетирование.

Особенности анкетирования

Анкетирование – один из методов обратной связи с сотрудниками компании

Анкетирование – один из методов обратной связи с сотрудниками компании

 Анкетирование – это один из методов обратной связи с сотрудниками компании. Он представляет собой некий опрос при помощи специального бланка-анкеты.

Процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована, что позволяет сосредоточиться исключительно на намеченном предмете исследования.

Среди основных достоинств анкетирования стоит назвать:

  • Минимум трудозатрат при его подготовке, проведении и обработке полученных данных
  • Минимум затрат при охвате большого количества респондентов за раз
  • Гарантированная анонимность и как следствие большая вероятность достоверности полученной информации
  • Возможность разъяснения респонденту непонятно сформулированного для него вопроса
  • Возможность проведения исследования и получения результатов в течение короткого периода времени

Виды анкетирования

Цель анкетирования формулируется индивидуально в каждом конкретном случае

Цель анкетирования формулируется индивидуально в каждом конкретном случае

Анкетирование делится на несколько видов:

  • Сплошное или выборочное
  • Именное или анонимное
  • Очное или заочное

При сплошном анкетировании опрашиваются все сотрудники компании. Оно оправдано в тех случаях, когда необходимо узнать мнение сотрудников по стратегическим вопросам. Например, об их лояльности к руководству или к организации в целом.

Выборочное анкетирование проводится для получения обратной связи по какому-либо вопросу. Например, об испытанных трудностях в период адаптации в компании. При этом опрашивается лишь определенная группа сотрудников, или конкретный отдел, или конкретное подразделение.

Во время именного анкетирования каждый работник вписывает в бланк анкеты свои личные данные, в частности, фамилию, имя и отчество. При этом он тщательно обдумывает ответы на поставленные вопросы. С одной стороны, это несомненный плюс данного вида анкетирования. С другой, существует большая доля вероятности получения недостоверных ответов. А это уже существенный минус.

Анонимное анкетирование дает больше открытых и правдивых высказываний, но и увеличивает число поспешных и необдуманных ответов.

Очное анкетирование проводится в присутствии представителя от его организатора в определенное время и в определенном месте.

При заочном анкетировании бланки раздаются заранее или рассылаются по почте. Заполнить их можно в любое время в течение отведенного срока.

Выбор цели анкетирования, респондентов и содержание анкетирования

Особое внимание необходимо уделить объему анкеты

Особое внимание необходимо уделить объему анкеты

Каждая анкета вначале должна содержать обращение к респонденту с объяснениями целей анкетирования и описанием того, как надо отвечать на вопросы, а в конце благодарность за сотрудничество и предоставленную информацию.

Перед проведением анкетирования необходимо ответить на три вопроса:

  • С какой целью опрашиваем?
  • Кого опрашиваем?
  • О чем спрашиваем?

Цель проведения анкетирования формулируется индивидуально в каждом конкретном случае. Это может быть:

  • Оценка сотрудниками какого-либо события в компании
  • Сбор мнений работников по конкретному вопросу или об определенной проблеме с целью дальнейшего корректирования действий руководства и пр.

В зависимости от поставленной цели отбираются респонденты (все сотрудники компании или часть, рабочие, служащие или руководство, новички или старожилы и т.д.).

Особое внимание необходимо уделить объему анкеты. По мнению специалистов вопросов должно быть не больше 15 и не меньше 5. В этом случае реально получить самую объективную картину о предмете исследования. А сотрудникам не придется надолго отвлекаться от своих основных обязанностей.

Содержание анкеты также напрямую зависит от поставленных целей. Кроме того, для каждой группы респондентов желательно разрабатывать отдельные вопросы. Они могут быть

  • Открытыми — ответ формулируется респондентом самостоятельно
  • Закрытыми – ответ выбирается из числа предложенных
  • Прямыми. Например, «Знаете ли вы …?», «Считаете ли вы …?», «Ваше мнение о …?» и т.д.
  • Косвенными. Например, «Существует мнение, что … . А как думаете вы?»

Порядок проведения анкетирования

Порядок проведения анкетирования всегда одинаков

Порядок проведения анкетирования всегда одинаков

Порядок проведения анкетирования всегда одинаков. Это:

  1. Определение цели анкетирования
  2. Выбор вида анкетирования, группы респондентов
  3. Составление анкеты
  4. Оповещение выбранной группы сотрудников, их мотивация
  5. Раздача анкет, заполнение и сбор
  6. Анализ полученных данных
  7. Составление отчета для руководства
  8. Оповещение сотрудников о результатах анкетирования

Анкетирование – это нужно и важно!

Налаженная обратная связь с сотрудниками – это важная составляющая успеха деятельности любой компании. Ведь принять какое-либо управленческое решение, убедиться в его своевременности или правильности порою очень непросто без достоверной информации.

Ваш комментарий