Образец характеристики на сотрудника

В процессе трудовой деятельности нередко возникает ситуация, когда руководителю необходимо написать характеристику на того или иного сотрудника. Как это сделать быстро и просто расскажем ниже.

Что такое характеристика?

Характеристика – это официальный документ, содержащий описание деловых и личных качеств конкретного сотрудника.

Виды характеристики на сотрудника (с места работы)

Характеристика – это официальный документ, содержащий описание деловых и личных качеств конкретного сотрудника

Характеристика – это официальный документ, содержащий описание деловых и личных качеств конкретного сотрудника

 С учетом цели дальнейшего использования характеристики на сотрудника (с места работы) можно разделить на два вида:

  • Внутренние – необходимы для проведения каких-либо мероприятий внутри организации. Например, при осуществлении перевода работника в другой отдел, при включении его в кадровый резерв, при его поощрении или наложении на него дисциплинарного взыскания и пр.
  • Внешние – составляются по запросу сторонней организации, в том числе суда, или самого сотрудника. Предъявляются по месту требования. Например, в банк для получения кредита, в военкомат, при получении загранпаспорта, в суд при разбирательстве какого-либо дела, на новое место работы и пр. 

Как правильно написать характеристику на сотрудника?

Характеристика на сотрудника всегда излагается от третьего лица настоящего или прошедшего времени (например, имеет, выполняет, окончил, создал).

Оформляется она на официальном бланке предприятия на формате листа А4 со всеми соответствующими реквизитами (логотип, название, полный адрес, телефоны организации).

Составляется она, как правило, непосредственным руководителем. Реже работником службы управления персоналом. В этом случае обязательна консультация с руководителем!

Подписывается директором предприятия и/или уполномоченным лицом (например, начальником службы управления персоналом, руководителем подразделения). Обязательно заверяется печатью.

Основная структура характеристики:

  1. Заголовок – под названием и реквизитами организации ставится дата написания характеристики. Ниже по центру заглавными буквами название документа – слово «ХАРАКТЕРИСТИКА»
  2. Анкетные данные работника – это первый абзац в документе. Указывается, на чье имя составлена характеристика (полное ФИО сотрудника), год его рождения. В некоторых случаях (обычно для внутреннего пользования) целесообразно описать полученное работником образование
  3. Характеристика трудовой деятельности. Указывается дата трудоустройства работника на предприятие, краткая информация о его карьерном росте, перечень достигнутых результатов
  4. Оценка деловых качеств сотрудника с учетом уровня его профессиональных знаний, опыта работы, подходу к организации рабочего процесса (например, умение планировать работу, контролировать выполнение поставленных задач и т.д.), способности к самообразованию, эрудиции и пр. Здесь же приводится информация о наградах, поощрениях или взысканиях
  5. Оценка личных качеств сотрудника во взаимосвязи с уровнем его общей культуры, его взаимоотношениями в коллективе, пользуется ли он уважением среди коллег и пр.
  6. Оценка психологических качеств сотрудника – внимательность, ответственность, стрессоустойчивость и пр.
  7. Заключение. Этот пункт присутствует только во внешней характеристике. Указывается цель составления документа. Самое распространенная звучит так: «Характеристика дана для предъявления по месту требования» 

Скачать «Образец характеристики на сотрудника»

Важные нюансы написания характеристики на сотрудника

Характеристика на сотрудника обычно составляется его непосредственным руководителем

Характеристика на сотрудника обычно составляется его непосредственным руководителем

 С учетом Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» правила составления, основания и порядок выдачи характеристики на сотрудника лучше всего прописать в одном из локальных актов организации.

 В характеристиках для внутреннего пользования рекомендуем сделать акцент на трудовой деятельности работника.

При составлении характеристики для внешнего пользования важно учитывать цель ее написания. Особенно это касается ситуаций, когда она затребована адвокатами и судьями. В виду этого, лицу, составляющему документ, необходимо быть предельно корректным и внимательным. Желательно в таких случаях выслушать самого сотрудника и посоветоваться с адвокатом.

В характеристиках, предназначенных для внешнего пользования, можно проставить номер исходящего документа.

Характеристику на сотрудника желательно составлять в двух экземплярах. Один выдается на руки работнику или передается по месту требования. Второй остается в службе управления персоналом.

При написании характеристики важно придерживаться объективных сведений, личная неприязнь здесь не уместна.

Помните!!! Лица, подписавшие характеристику, несут полную ответственность за ее достоверность!

Ваш комментарий



replicas relojes de lujo replicas relojes repliche orologi